Методика Глена Домана
Посмотреть и скачать карточки Домана вы можете в разделе карточки Домана
Немного истории
Глен Доман был американским врачом-нейрофизиологом, который в 40-ые годы XX столетия занимался реабилитацией детей с тяжёлыми поражениями центральной нервной системы. При помощи внешних раздражителей он пытался задействовать те клетки головного мозга, которые были не поражены болезнью. Чтобы «такие» дети научились фиксировать взгляд, он показывал им карточки с красными точками, постепенно увеличивая количество точек и интенсивность занятий. После этого Глен Доман стал показывать карточки со словами, животными, цифрами и т.д.
После изнурительных месяцев занятий дети начали делать успехи: сначала двигаться, потом ходить, говорить. Занимаясь и дальше по методике Глена Домана, эти ранее считавшиеся умственно отсталыми дети не только догнали своих нормальных сверстников, но и опередили их в развитии. После такого оглушительного успеха методику, разработанную Гленом Доманом, стали использовать для обучения здоровых детей.
Метод, позволяющий вырастить гениев
Глен Доман доказал важнейший закон: человеческий мозг развивается только, когда работает. И чем интенсивнее нагрузка на мозг ребёнка в первые годы его жизни, тем лучше разовьётся его интеллект в последствие. Ещё одно важное открытие Глена Домана: мозг ребёнка с самого рождения запрограммирован на обучение, и пока идёт его активный рост (а этот рост существенно замедляется к 3-м годам, а к 6-ти – практически прекращается), ребёнку не требуется практически никакой мотивации к обучению. Если грамотно организовать процесс, ребёнок будет впитывать всю предложенную ему информацию как губка.
Глен Доман был убеждён, что из каждого ребёнка можно вырастить гения именно благодаря раннему развитию. Институт, который он возглавлял, разработал методики, позволяющие обучить детей чтению, математике, истории и многим другим дисциплинам. Все эти методики основаны на одном и том же – карточках. На карточках определённого размера пишутся слова с соответствующим изображением животного, растения, планет, цифр, исторических деятелей и т.д. Затем карточки группируются в тематические группы (домашние животные, предметы обихода, транспорт и т.д.), и такими группами показываются в течение дня ребёнку. Со временем программа усложняется, и про каждое изображение на карточке сообщается какой-нибудь факт (место обитания животного, самая низкая точка на земле и др.). По мнению Глена Домана и его последователей, используя такие нехитрые приёмы, можно практически из каждого ребёнка вырастить гения. Согласитесь, звучит весьма и весьма заманчиво. Но так ли это на самом деле?
Спорные моменты
Теперь давайте взглянем на обратную сторону медали. Ведь метод по выращиванию гениев, предложенный Гленом Доманом и его последователями, как оказалось, далеко не идеален (как, впрочем, и всё в этом мире). В нем есть спорные моменты, которые настораживают не только опытных педагогов, но и родителей.
Во-первых, Глен Доман считал, что лучшие учителя – это родители, которые могут научить своего ребёнка всему, что знают сами. Поэтому от мамы (вряд ли папа станет этим заниматься) потребуется полное самопожертвование. Ей придётся не только изготавливать огромное количество карточек, но и неустанно показывать их в течение дня малышу.
Во-вторых, следуя методике Глена Домана ребёнок выступает пассивным субъектом, получающим информацию об окружающем мире в виде карточек. Тем самым притупляется заложенная в каждом ребёнке с рождения любознательность. Очень важно, чтобы ребёнок учился самостоятельно исследовать, познавать и анализировать окружающий его мир.
В-третьих, в процессе обучения по методике Глена Домана задействованы только зрительные и слуховые органы чувств. А как же осязание, обоняние, тактильные и вкусовые ощущения? Согласитесь, одно дело увидеть кота на картинке, а совсем другое – увидеть этого же кота живьем (пощупать его, услышать, как он мурлычет). В каком случае ребёнок получит более полную картину?
Изучая по карточкам незнакомые предметы, у ребёнка формируется абстрактный образ, т.е. он сопоставляет название только с той иллюстрацией, которую видел. Вряд ли он узнает в зоопарке живую зебру с картинки. Для этого требуется определённый жизненный опыт, которого ещё нет у годовалого малыша.
Что касается обучения чтению, то по методике Глена Домана оно строится на машинальном запоминании слов на карточках. Но если ребёнок встречает незнакомые слова, он не может их воспроизвести. В итоге таких детей всё равно приходится учить читать (буквы - слоги – слова - предложения).
В виду того, что маленькие дети чересчур непоседливы, удержать их на месте и привлечь внимание с помощью карточек со временем станет проблематично. В то же время они превосходно запоминают новую информацию, представленную в игровой форме.
Напоследок
Вывод напрашивается сам собой: идея Глена Домана с карточками сама по себе неплоха, но в ограниченном количестве и без фанатизма. Любая методика – это всего лишь схема, которую нужно изучить, проанализировать и адаптировать под каждого конкретного ребёнка. И только в этом случае она будет полезной вашему малышу.
И ещё, дорогие родители, не забывайте, пожалуйста, что у ребёнка должно быть детство. Ваша задача вырастить счастливого и полноценного человека, а откроет он новый закон физики или нет – это дело десятое.